Инициатором появления на свет группы «Ария» можно считать Владимира
Холстинина, который в 1984 году уходит из недостаточно, по его мнению,
музыкально радикальной группы «Альфа», чтобы собрать новую команду.
Вокалистом коллектива, названного также
Холстининым, стал Валерий Кипелов, до этого, между прочим, работавший в
ВИА «Лейся, песня» с Николаем Расторгуевым.
Уже
дебютный альбом «Арии» «Мания величия» вызвал заметный резонанс. Первые
концерты группы вызывали не только интерес, но и некий нездоровый
ажиооаж, результатом чего стал ряд связанных с коллективом скандалов.
Один из них, произошедший на фестивале «Рок-Панорама-86», не помешал
группе стать лауреатами фестиваля и явился, по сути, началом взлета
массовой популярности «Арии». На их выступлениях с того момента редко
находились свободные места, а сами концерты сопровождались массовыми
беспорядками и разгромленными залами, из-за чего в некоторых регионах
власти запрещали проводить концерты группы. Именно тогда сформировалась
настоящая армия «арийцев», как принято называть поклонников первой
хард-н-хэви-команды, завоевавшей всенародную славу. За прошедшие годы
поколения одних фанатов несколько раз сменяли поколения других –
неизменным оставалось лишь их общее количество. К слову, по
ассортименту и тиражам фанатской атрибутики «Ария» в нашей стране не
имеет равных и по сей день.
При записи второго альбома в группе
начались музыкальные разногласия, приведшие вскоре к значительным
изменениям в составе, в результате которых из оригинального в «Арии»
остались лишь Холстинин и Кипелов. Через полгода новый состав
записывает самый, возможно, популярный в истории группы диск «Герой
асфальта», в который вошла, в числе прочих, и легендарная «Улица роз».
Альбом разошелся тиражом более, чем миллионным тиражом. А все тексты к
нему написала давно ставшая притчей во языцех поэтесса Маргарита
Пушкина, работающая с «Арией» и по сей день.
«Тогда
существовала система худсоветов. От министерства культуры, московской
филармонии - множества организаций, которые выдвигали своих
представителей, которые курировали культуру. Обязательно еще куратор от
КГБ. И худсоветы сидели на всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».
Решающий голос всегда был не за творческими людьми, а за кураторами –
допустим, КГБ.»
Зимой 88-го года «Ария»,
попавшая, наконец, и на телеэкраны с видео на ту же «Улицу роз»,
отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин, где дает три
концерта и получает приглашение на фестиваль «Дни стены» летом этого же
года. После концерта перед 120-тысячной аудиторией к музыкантам
подбежал начальник охраны сцены и сказал: «Вчера по телевизору я видел
подписание договора о ликвидации ракет средней дальности, а сегодня -
советский Iron Maiden. Похоже, в вашей стране действительно началась
перестройка». Той ночью за дружбу между народами было выпито столько,
что никто не мог прийти в себя до самой Москвы. В результате группу
чуть не задержали в Польше, поскольку на вопрос польского пограничника:
«Вы кто?» - с трудом был дан ответ: «Мы - арийцы!» Ну а неофициальная
«кликуха» «советский (позже – российский) Iron Maiden» прилипла к
коллективу на долгие годы. «Мы не берем на себя роль «изобретателей
велосипеда». Были до нас пресловутые Iron Maiden, Judas Priest, Ozzy
Osbourne. И их энергию мы тоже концентрировали… Но мы никогда не
пытались петь по-английски. Хотели работать для своих. Потому и
популярна группа «Ария» - потому что она поет по-русски.»
За
следующие два года у «Арии» сменился барабанщик, вышел еще один альбом
и прошел еще один успешный тур по Германии. Активная гастрольная жизнь
продолжается до весны 1990 года, когда Дубинин и Маврин неожиданно
подписывают контракт на запись пластинки с немецкой певицей и покидают
группу. Впрочем, уже в августе, не выдержав разлуки и сбежав от певицы,
Дубинин и Маврин возвращаются. Вдохновленные последним событием, еще
два года музыканты проводят в непрерывных гастролях, а в 1993 году
«Ария» заключает пятилетний контракт с фирмой MOROZ Records, вскоре
издавшей на CD все уже богатое к тому времени наследие коллектива. В
сентябре команда в очередной раз отправляется на двухнедельные гастроли
по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском
Hard Rock Cafe. На этот раз тур закончился неприятным инцидентом:
организатор отказался заплатить группе гонорар за выступления,
мотивируя это тем, что все деньги ушли на организацию гастролей. Это и
послужило поводом для скандала, в результате которого Валерий Кипелов,
проработавший в «Арии» десять лет, приехав в Москву, ни разу не
появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом, а вскоре
стал выступать с группой «Мастер». Покинул коллектив и Сергей Маврин,
посчитавший дальнейшую работу в обескровленной команде бесперпетивной.
Помощь пришла в лице гитариста Сергея Терентьева, который записал летом
94-го на студии «АРИЯ Рекордс» свой сольный альбом, да так в ней и
остался. Таким образом, проблема с гитаристом успешно решилась, но
проблема с вокалистом оставалась открытой. Свое веское слово сказал
глава «Мороза» Александр Морозов, пригрозив штрафными санкциями за срыв
контракта. В результате Кипелов вернулся в группу и записал вокальные
партии к альбому «Ночь короче дня», который увидел свет в конце 1995
года.
В декабре этого же года группа празднует свое десятилетие
и записывает двойной концертный альбом «Сделано в России». Летом 97-го
«арийцы» разбежались по студиям и «автономно» друг от друга сотворили
два сольных проекта. В одном из них принимали участие Виталий Дубинин и
Владимир Холстинин, другой же записывали Валерий Кипелов с
экс-гитаристом «Арии» Сергеем Мавриным. Впрочем, и новый альбом
собственно «Арии» не заставил себя долго ждать – «Генератор зла» вышел
в 98-м и повлек за собой очередной гастрольный тур по всей стране – к
удивлению многих, прошедший с прежним успехом в виде аншлагов,
переломанных стульев и всплесков продаж маек и балахонов с символикой
коллектива.
В 99-м выходит сингл «Tribute To Harley-Davidson»,
на котором издается очередной плод совместных усилий «арийцев» и
Маргариты Пушкиной, слезоточивая баллада «Беспечный ангел» (известный
хит голландского коллектива Golden Earring, переведенный на русский
поэтессой), попавшая в ротацию на «Нашем Радио» и возглавившая на
несколько недель «Чартову Дюжину». За ней последовал еще один
радиосингл «Потерянный рай», также ставший номером один в «Дюжине» и не
так давно записанный «Арией» (по примеру некоторых западных звезд,
последний – Metallica) с симфоническим оркестром. «У нас лирика имеет
свою специфику. Обязательно героика должна присутствовать. Для
ребят-подростков это очень важно. И для девочек тоже. Стране нужны
герои. В лице Кипелова, когда он выходит на сцену.»
В
день всемирного празднования Хэллоуина, 31 октября 2000 года, «Ария»
выступила с концертом, посвященным 15-летию коллектива, в ледовом
дворце спорта «Лужники». Билеты на шоу закончились еще за несколько
дней до оного, а на сцену в этот вечер вышли все музыканты, когда-либо
игравшие в группе за ее историю. Очередной год в жизни «Арии»
ознаменовался совместным с кумиром юности - Удо Диркшнайдера
(экс-Accept, ныне-U.D.O.) - туром по России, записью с ним же песни
«Штиль», по традиции, триумфально стартовавшей в «Чартовой Дюжине», и
выходом новой студийной работы «Химера».
«Эти пятнадцать лет,
триумфальные, не триумфальные, со взлетами, с падениями - так обычно
бывает в любой истории. Но дело в том, что определенный статус уже
есть. Группа держится: и молодых очень много поклонников, и целые семьи
приходят на концерты.»
|