В популярности ленинградской группы «Кино» есть что- то необъяснимое -
и, действительно, успех, слава, массовое признание, которые, как
правило, находят исполнителя после всплеска его творческой активности,
пришли к «К.» тогда, когда группа, можно сказать, существовала уже
только в воображении поклонников. Год «Кино» начался весной 1988, когда
группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов: не выступала, не
репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных
творческих планов. Казалось, лишь по чистой случайности они выкроили
время и завершили работу над находившимся уже полгода в
«полуфабрикатном» состоянии альбомом «Группа крови». Он-то и стал
катализатором взрыва «киномании». А началось все осенью 1981-го, когда
на обломках давно забытых команд «Пилигрим», «Абзац» и «Палата номер 6»
возникло трио «Гарин и гиперболоиды». Пару месяцев спустя состав его
сократился до дуэта, а название обратилось в «Кино», - в ту пору за ним
скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в Рок-клуб, весной
следующего года дебютировали на его сцене при деятельном участии
музыкантов «Аквариума» и «Зоопарка», записали альбом, по суммарному
времени звучания получивший название «Сорок пять», пару раз выезжали в
Москву и исчезали на целый год.
Затем выступили еще пару раз - впятером - после чего неожиданно
распались. И все же в мае 1984 г. «К.» появилось вновь. Виктор Цой
(гитара, вокал); Юрий Каспарян (гитара); Александр Титов (бас) и
Георгий «Густав» Гурьянов (ударные) за пару месяцев отрепетировали
новую программу и «темной лошадкой» вышли на сцену 11 ленинградского
рок- фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став одним из главных
открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов
Рок-клуба «К.» подтверждали еще дважды - в 1985 и 1987 гг. Осенью 1984
г. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству бас- гитарист
«Джунглей» и «Поп-механики». С тех пор состав «К.» - если не считать
эпизодических появлений разнообразных гитаристов, клавишников и
перкуссионистов - остается неизменным.
Песни «Кино» привлекают
слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличная ансамблевая
игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. В
текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего
репертуара «К.» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо
реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир
молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая
ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В.
Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее
лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и
подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным
действиям, нравственному обновлению.
После успеха альбома
«Группа крови» и выхода на экраны страны фильма С. Соловьева «Асса», в
котором короткое появление «К.» стало едва ли не наиболее значительным
моментом всей картины, группа как бы обретает второе дыхание.
Возобновляется концертная деятельность, проходят успешные гастроли как
по стране, так и за рубежом - в частности, в Дании, где группа
принимала участие в благотворительных акциях движения «Некст стоп»,
Франции, где «К.» выступило на крупнейшем рок-фестивале в г. Бурже и на
ежегодном фестивале советского рока «Снова в СССР» в Италии. Помимо
«Ассы» «К.» снималось также в картине А. Учителя «Рок», «Городе» А.
Бурцева, а В. Цой успешно сыграл главную роль в своеобразном фильме Р.
Нургманова «Игла». В 1989 г, их пластинка выпущена во Франции. 15
августа 1990 г. В. Цой погиб в автокатастрофе. В январе 1991 г.
«Мелодия» выпустила «посмертный» альбом «К.», доработанный в студии
музыкантами группы на основе черновых записей, сделанных В. Цоем за
несколько дней до смерти.