История группы Алиса
Датой основания группы считается ноябрь 1983 года
когда музыканты ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА и ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА во главе со
Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа. Названием новой
группы стала кличка Славы. Первый год своего существования группа
выступала в основном в питерских рок-клубах. В 1985 году в группе
произошли первые изменения вместо Бори Борисова вокалистом стал
Константин Кинчев. В феврале 1985 состоялись первые репетиции в
обновленном составе, а уже в марте 1985 АЛИСА стала лауреатом З-го
фестиваля Ленинградского рок-клуба. В этом же году из группы уходит
гитарист Андрей Шаталин получившей диплом железнодорожника он уезжает
по распределению в Прибалтику, и его место занимает Петя Самойлов.
В 1987 году группу покидает ее лидер и бас гитарист - Славы Задерия.
Первый альбом АЛИСЫ - "Энергия" выпущенной фирмой грамзаписи -"Мелодия"
разашелся тиражом свыше 1 000 000 пластинок Весной 1987 года начинается
работа над новым альбомом - "БлокАда" этот альбом стал еще тяжелее
прежнего.
Осенью 1987 года группу ждали новые испытания. Перед концертом группы в
ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который
вылился в долгий судебный процесс, традиционно называемый "делом
Кинчева". Милицейский кордон не пропускал Константина и его первую
жену, Анну Голубеву, и когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на
сцену, одну из песен ("Эй, ты, там, на том берегу") он посвятил:
"иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам".
Через несколько дней в ленинградской газете "Смена" появилась
публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой
челкой" : "Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист
группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли?
Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала
раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке". надо ли говорить,
как воспринял Константин обвинение в фашизме. АЛИСА подала на "Смену" в
суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале 1988
года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград), но власти,
естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было
невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора
АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три
дня - без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с
АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами
в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на
"убитого в Пскове милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за
отсутствием состава преступления. Незадолго до последнего заседания
суда (3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное извинение
перед музыкантами группы - буквально в несколько строк, после чего
АЛИСА решила прекратить дело.
Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли неспокойная участь
музыканта скандальной АЛИСЫ заставили по завершении дела уйти из группы
Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал собственную
группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не
продал свои клавиши и окончательно канул в творческое небытие. В 1988
году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша "Пончик" Журавлев, и весь
следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ "дядя Миша" Чернов. В
начале года в АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в
московской группе 99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова
"Перекати - поле". По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с
клавишником из 99% Андреем Королевым. В новом составе АЛИСА записала
"Шестой Лесничий" и параллельно, на одном дыхании, полуакустический-
полухулиганский альбом "206, ч.2", который практически сразу исчез и
нашелся только через несколько лет в городе Жиганске (!).
Летом 1989 года в АЛИСУ вернулся Андрей Шаталин. Следующий альбом
"Шабаш" решили сделать концертным. Его сводили на студии ВПТО
Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90
года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей
возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш" -
самый "живой" альбом за всю историю группы. На той же студии "Алисовцы"
записали "Для тех , кто свалился с Луны" - мистический, в духе
бродячего балагана, "маленький, забытый всеми Театр". Этот альбом стал
последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на
кассетах и CD.
В 1992 году группа впервые едет на гастроли в Израиль. "Черную Метку"
АЛИСА отыграла как реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь
Чумычкин покончил с собой выбросившись из окна квартиры в Москве. В
альбом вошли три песни самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже
не успел, и за него это сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК
им. Горбунова состоялась презентация "Черной Метки" и празднование
10-летнего юбилея группы. Практически сразу после выхода "Черной
Метки", проехав мощным "Метка - туром" "по просторам необозримым,
местам сказочным заповедным" (по всей стране до самого Владивостока),
АЛИСА приступила к работе над новой программой "Джаз",которая была
записана осенью 1995 года. этом же году группа участвует в концерте
"Музыканты Храму Христа Спасителя", а все лето 1996 года дает концерты
по России вместе с другими известными музыкантами в туре "Голосуй или
проиграешь".
Дважды в 1996 году - весной и осенью - "Алиса" дала концерты в прежде
официозном и потому недоступном Государственном центральном концертном
зале "Россия" в Москве. Летом группа приняла участие вместе с другими
ведущими рок-группами страны в предвыборном президентском туре "Звезды
театра, кино, эстрады и рок-музыки - за будущее свободной России".
Следующие большие гастроли состоялись осенью (сентябрь-октябрь).
"Алиса" проехала мощным туром "Рок-н-ролл - это не работа",
организованным корпорацией "Райс-мьюзик", по 18 городам европейской
части России, Урала и Сибири. Произошло расширение состава группы -
появился второй гитарист Александр Пономарев, игравший ранее в
магаданской группе "Восточный синдром" и в сольном проекте Дмитрия
Ревякина (группа "Калинов мост").
Отдохнув от летне-осенних гастролей, "Алиса" приступила в ноябре 1996
года к записи следующего альбома - "Дурень" - на студии звукозаписи
Павла Слободкина (Москва). Запись, прерываемая гастролями, закончилась
в марте уже 1997 г.
В марте же вышел компакт-диск с концертной записью "Акустика. ч.2" (Ленинград, 1985 г.).
В мае группа решила освоить неизведанную доселе виртуальную территорию.
И сделала это успешно - появилась официальная web-страничка в Internet
- www.alisa.ru. Виртуальный мир пришелся "Алисе", как и любому
мистическому созданию, по душе, и поэтому в 1997 году электронным
издательством "Коминфо" был выпущен двойной CD в серии
"Рок-энциклопедия" "Алиса" - Быль да Сказки".
Летом Константин Кинчев и Александр Пономарев ездили с акустическими
концертами в Израиль (города Тель-Авив, Иерусалим, Хайфа). В ноябре
полным составом с электрической программой "Алиса" дала концерт в
Нью-Йорке.
Альбом "Дурень" был выпущен на фирме "Экстрафон" корпорации "Райс-
ЛиС'С". 1 ноября 1997 года на Малой спортивной арене в Лужниках
(Москва) прошел концерт-презентация альбома. Для "Алисы" этот альбом
очень важен. По своей идее и состоянию он ближе всего к мощному и очень
любимому самой "Алисой" "Шабашу". Он мудр и поэтичен, в нем чувствуется
стремление философски осмыслить, что происходило и происходит вокруг и
внутри нас за последние время. Основные темы: дороги, радость от того,
что Создатель сподобил явиться на свет, длинные запутанные путешествия
ума и души, ощущение собственной греховности и попытки искренне
признаться и исповедаться в этом. А "Дурень" потому, что по русской
традиции дурень, дурак - это не глупый и не тупой, а чудак,
неординарный и интересный человек. Согласно этой же традиции дураки
оказываются в конце концов самыми достойными людьми. В том же 1997 году
выходит концертный альбом "Алисы" "Пляс Сибири на берегах Невы",
записанный в ДС "Юбилейный" 20.12.97. К CD прилагается буклет,
содержащий более 30 новых цветных фотографий "Алисы". "Пляс Сибири..."
содержит сюрприз - новый логопит группы. Так что, дорогие алисоманы,
привыкайте к новой символике! В 1999 году "Алисе" исполнилось 15 лет.
Свой юбилей группа отпраздновала с размахом - состоялось два
грандиозных концерта в Санкт-Петербурге (первый - ретроспективный,
состоявший из лучших старых вещей "Алисы", второй - в основном из новых
песен из еще не выпущенного альбома "Солнцеворот"). 27 февраля в Москве
в СКК "Олимпийский" также состоялся юбилейный концерт "Алисы"
"Пятнадцать лет - как один день", в который вошли как культовые
композиции прежних лет, так и новые песни. Примерно такая же программа
была представлена в рамках совместного тура с Агатой Кристи и БекХаном
"Пятнадцать лет черно-красных чудес".
Кроме юбилея группы произошло измнение состава: гитариста А. Пономарева
сменил Евгений Левин. В том жу году "Алиса" с рядом российских
рок-групп ("Аукцыон", "Чиж & Со" и т.д.) планирует фестиваль
"Легенды русского рока" в США. Однако незадолго до отправления в США
"Алиса" отказывается принимать участие в фестевале. Константин Кинчев и
группа "Алиса" полностью поддерживают позицию Православной церкви и
российского правительства по вопросу Балканского кризиса. Резко
отрицательное отношение группы "Алиса" к ракетно-бомбовым ударам по
суверенному государству совпадает и с мнением всего российского народа.
Так как "Алиса" - российский коллектив, группа полагает недопустимым
идти вразрез с мнением и интересами своей страны и в данной ситуации
свое присутствие на территории США, виновных в развязывании военного
конфликта, могущего привести к третьей мировой войне, считает
невозможным. В июле группа принимает участие в фестевале русского рока
на Катуне в Алтае вместе в "Аквариумом", "Чайфом", "Чижом", "АВИА",
"Ва-Банком", "Текиладжазззом", "Калиновым мостом", "Крематорием",
Славой Бутусовым и алтайскими, томскими, новосибирскими группами. Всего
фестиваль продолжался с 6 июля по 10 июля, "Алиса" выступала 7-ого. В
сентябре "Алиса" наконец-то приступила к записи "Солнцеворота", выход
альбома планируется весной 2000-ого года.